Рефракционные и глазодвигательные нарушения у детей с ретинопатией недоношенных

В случае диагностики таких заболеваний, как опухоли, глиомы головного мозга, инсульты и некоторые другие, зачастую проявляются нарушения, связанные с глазами – произвольные движения, косоглазие. В случае, когда поражаются нерв, чаще всего страдает только один глаз, либо же изменения наблюдаются в обоих, но в разной степени.

Поражение ЦНС приводит к таким глазодвигательным нарушениям, как парез взора вертикального и горизонтального характер, разнообразные формы нистагма, косоглазие вертикального типа, глазная дисметрия. Все эти патологии относятся к глазодвигательным нарушениям.

Первые этапы лечения

Как правило, правильное положение глазных яблок может быть достигнуто за счет хирургического вмешательства к двенадцатимесячному возрасту или же немного позже — к двум годам только после устранения синдрома амблиопии или других значительных аномалий рефракции. Поэтому, вначале выполняется двухсторонняя рецессия внутренних прямых мышц. С учетом больших углов рецессия может составлять как минимум семь миллиметров. Необходимо учитывать еще и сочетанную гиперфункцию непосредственно нижней косой мышцы. Допустимым, в данном случае, результатом считается остаточное сходящееся косоглазие, находящееся в пределах десяти диоптрий, ассоциированное с периферической фузией, а также центральной супрессией. Подобный остаточный малый угол будет достаточно стабильным, даже когда у ребенка отсутствует бифовеальное слияние.

Последующее лечение

Гипокоррекция, как правило, может требовать дополнительной рецессии внутренней прямой мышцы, а также резекции одной либо обеих наружных прямых мышц. В то время, как гиперфункция нижней косой мышцы будет развиваться позже, как показывает практика, — к двухлетнему возрасту. Вследствие чего, родители должны быть предупреждены о том, что может также потребоваться последующее хирургическое лечение, с учетом изначально хорошего результата. Вначале хирургическое лечение будет односторонним, но зачастую в течение шести месяцев возникает необходимость дополнительного хирургического вмешательства непосредственно на втором глазу. Процедуры, которые будут направлены на максимальное ослабление нижней косой мышцы, будут включать миотомию, миоэктомию и даже резекцию. Стоит отметить, что диссоциированная вертикальная девиация может также проявиться через два три года после первичной хирургической коррекции.

Тренировки конвергенции глаз

Тренировки конвергенции глаз

Конвергенция

глаз играет большую роль при бинокулярном зрении в процессе совмещения монокулярных зрительных впечатлений, создания условий для слияния их в бинокулярный образ. У детей она нередко нарушается, особенно при видимом или скрытом косоглазии. При этом может отмечаться ее ослабление, неустойчивость, либо она вообще может отсутствовать.

У детей с вылеченной интропией

и с инфорией ее нарушения могут привести к декомпенсации равновесия глазных мышц, к нарушению симметричного положения глаз и к развитию обратной девиации .

Нарушения конвергенции при экзофории

часто приводят к мышечной астенопии . к появлению и усилению функциональной близорукости, к прогрессированию осевой миопии и к переходу скрытого косоглазия в явную экзотропию .

Состояние конвергенции глаз

у Вашего ребенка Вы можете проверить сами простым способом. Им же можно контролировать успешность тренировок.

1) посадите ребенка лицом к себе, на расстоянии 60-80 см, закройте свой

один глаз;

2) примерно посередине между ребенком и Вами поставьте вертикально карандаш так, чтобы Вы открытым глазом видели его как бы наложенным на середину лица ребенка по линии «переносье – подбородок», а верхний его конец располагался на уровне его глаз;

3) предложите ребенку смотреть в Ваш открытый глаз

и выясните, видит он при этом «один» или «два» карандаша (при бинокулярном зрении в этих условиях возникает физиологическая диплопия);

4) если ребенок смотрит в Ваш глаз

и при этом видит «один карандаш», то на этом контроль заканчивается. У Вашего ребенка нарушено бинокулярное зрение (подавлено зрительное впечатление одного из глаз) и ему требуется дополнительное лечение;

5) если он видит «два карандаша», предложите ему далее смотреть только на верхний конец карандаша, который Вы начинаете медленно приближать к лицу ребенка (Внимание

. Все время следите за проекцией его на середину лица ребенка!);

6) при отсутствии конвергенции

по мере приближения карандаша к лицу ребенка один его глаз все более и более поворачивается к носу . а второй глаз при этом все сильнее поворачивается кнаружи (к виску);

7) при наличии конвергенции оба глаза

ребенка по мере приближения к нему карандаша симметрично все более и более поворачиваются к носу до тех пор, пока расстояние между его переносьем и карандашом (при нормальном объеме конвергенции) не уменьшится до 5-6 см, а у некоторых детей и ближе; после этого один глаз остается повернутым к носу, а другой отклоняется кнаружи; определите и запомните (запишите) наименьшее расстояние от глаз до карандаша, при котором оба глаза еще были повернуты к носу (его называют «ближайшая точка конвергенции»); в процессе лечения оно должно уменьшаться;

image поставьте карандаш в 10 см от переносья ребенка и предложите ему смотреть на него 1-1,5 мин; при устойчивой конвергенции в течение этого срока оба глаза должны быть симметрично повернуты к носу и стоять неподвижно

. никаких неприятных ощущений Ваш ребенок при этом не должен испытывать. Если менее чем через 1 мин один или оба глаза начнут «колебаться», либо появятся неприятные ощущения, запомните время устойчивой позиции глаз; в процессе тренировок оно должно увеличиваться;

9) предложите ребенку без карандаша, усилием воли свести глаза к носу (посмотреть не на кончик носа и не на лоб, а на свое переносье); если это ему удается, то он обладает «волевой конвергенцией

«, которую он может использовать в процессе упражнений.

Лечение нарушений конвергенции

А

. При отсутствии конвергенции ежедневно, не менее 4 раз в день проводят по 3-5 мин следующее лечебное упражнение:

пациент устанавливает на расстоянии 20-30 см от глаз вертикально карандаш (или свой палец) и смотрит мимо него вдаль ; при этом он должен видеть два изображения карандаша;сначала ему нужно посмотреть, например, на изображение «правого карандаша» так, чтобы при этом был бы виден и «левый карандаш», после чего нужно медленно перевести взгляд на «левый карандаш», стараясь не потерять из виду и «правый»;такую попеременную фиксацию пациент продолжает делать и далее, сначала в медленном, а затем в постепенно ускоряющемся темпе, делая при этом попытки посмотреть на карандаш «одновременно двумя глазами»; при успешной попытке двойные изображения приближаются друг к другу, а при включении механизма конвергенции — «наслаиваются» друг на друга и «сливаются» в одиночное изображение.

Б

. Для усиления имеющейся конвергенции применяют три вида упражнений (см. ниже), которые делают ежедневно, 3-4 раза в день (упражнения 1 и 2 — по 3-5 мин). В течение дня их можно чередовать, то есть в одном сеансе применить упражнение 1, в другом упражнение 2 и так далее.

Упражнение 1

. Пациент устанавливает вертикально карандаш (свой палец) в 15-20 см от глаз, после чего он то 15-20 сек смотрит вдаль (лучше через окно на горизонт) и при этом фиксирует внимание на двойных изображениях карандаша, то переводит взгляд на карандаш (сливая при этом его двойные изображения) и смотрит на него 5-7 сек, после чего снова смотрит вдаль и повторяет цикл. При каждом цикле или перед очередным упражнением карандаш придвигают к глазам на 0,5-1 см.

Упражнение 2

. Пациент устанавливает вертикально карандаш (свой палец) на расстоянии вытянутой руки и, фиксируя его взглядом, медленно приближает его к глазам до появления его двоения, затем так же медленно отодвигает его от себя, стараясь как можно быстрее усилием воли слить двойные изображения карандаша, после чего отодвигает его на расстояние вытянутой руки и повторяет цикл.

Упражнение 3

применяют у пациентов, имеющих волевую конвергенцию (см. выше п. 9). Пациент становится лицом к окну так, чтобы ему была видна дальняя перспектива (лучше — горизонт). Усилием воли он сводит глаза к переносью, удерживает их в этом положении 5-7 сек, затем 15-20 сек смотрит вдаль и вновь сводит глаза к переносью, повторяя цикл. За один сеанс делают 3-5 циклов.

В

. Устойчивость конвергенции можно повысить следующим упражнением. Определяют положение ближайшей точки конвергенции (см. выше п. 7), устанавливают вертикально в эту позицию или дальше от глаз на 1-2 см карандаш. Сначала пациент старается как можно дольше фиксировать карандаш двумя глазами, затем он (примерно в 2-3 раза большее время) отдыхает, глядя вдаль, и далее повторяет цикл. За один сеанс выполняют 2-3 цикла. Упражнение делают ежедневно, 2-3 раза в день.

Г

. Научить пациента волевой конвергенции для применения упражнения № Б-3 можно следующим образом. Поставьте карандаш в 10-12 см от его глаз и предложите смотреть на него. Как только пациент повернет оба глаза к носу, предложите ему усилием воли удержать глаза в этом положении после того, как Вы уберете карандаш. Через несколько таких попыток пациент научится удерживать глаза приведенными к носу. Затем предложите ему научиться «сводить глаза» без карандаша. Через некоторое время он научится это делать и сможет использовать при упражнениях волевую конвергенцию.

Словарь терминов

Бинокулярный

— двуглазый (например, бинокулярное зрение — зрение двумя глазами одновременно).

Дивергенция глаз

— установка их в параллельное положение при рассматривании удаленных предметов.

Диплопия

— двоение предметов (физиологическое — двоится предмет, расположенный ближе или дальше фиксируемого взглядом объекта; патологическое — двоится рассматриваемый объект).

Интропия

— явное (видимое) сходящееся косоглазие, при котором один из глаз отклоняется кнутри, к носу.

Инфория

— скрытое сходящееся косоглазие.

Конвергенция глаз

— сведение их кнутри, к носу при взгляде на близко расположенный предмет.

Монокулярный

— одноглазый (например, монокулярное зрение — зрение только одним глазом

Мышечная астенопия

— болезненное состояние, проявляющееся усталостью глаз, неприятными ощущениями в них, болями в глазах или около них (часто — в висках), головными болями (в 75% МА — главная их причина). Чаще протекает в виде приступа, возникающего во время или после зрительной работы на близком расстоянии.

Обратная девиация

— отклонение глаза в противоположном направлении, например — к виску при бывшем ранее отклонении его к носу.

Экзотропия

— явное (видимое) расходящееся косоглазие, при котором один из глаз отклоняется кнаружи, к виску.

Экзофория

— скрытое расходящееся косоглазие

Формирование двигательного компонента глаз происходит последовательно и неравномерно. Нормальная работа глаза требует подвижности его и способности к тонким установкам, необхо-

димым для всякого точно действующего оптического прибора. Это осуществляется • деятельностью специальных глазных мышц, которые по своему положению разделяются на прямые мышцы глаза (четыре) и косые мышцы (две).

Для получения рассматриваемого предмета отчетливого изображения на сетчатке важно, чтобы предмет находился на зрительной оси глаза; последняя, как известно, проходит через центр хрусталика и. ямку сетчатки. Для отчетливого телесного видения предмета необходимо, чтобы на нем сходились зрительные оси обоих глаз. Правильная установка зрительных осей достигается:

1) движениями тела и поворотом головы — грубая установка;

2) движениями прямых и косых мышц — тонкая установка и 3), аккомодацией хрусталика — тончайшая установка. В движениях глазного яблока обычно участвуют прямые и косые мышцы, совокупной работой которых и достигается нужный результат.

Из шести мышц глаза пять берут начало в глубине орбиты от соединительно-тканного кольца, окружающего вход зрительного нерва в глазницу и прикрепленного по краю зрительного отверстия. Начинающиеся здесь четыре прямые и верхняя косая мышцы образуют как бы воронку или конус, по оси которого идет зрительный нерв. Подойдя к глазному яблоку, прямые мышцы прикрепляются к нему со всех четырех сторон и получают свои названия соответственно месту прикрепления. Поэтому различают: медиальную (или внутреннюю) прямую мышцу с носовой ,•

стороны, латеральную (или наружную) прямую мышцу с височной стороны, верхнюю прямую и нижнюю прямую мышцы. Все они прикрепляются к белочной оболочке (склере) недалеко от места перехода ее в роговицу с помощью плоских сухожилий. Действие этих мышц на глазное яблоко определяется способом их прикрепления. Медиальная мышца поворачивает глаз внутрь, латеральная— наружу, то и другое движение совершается вокруг вертикальной оси. Верхняя прямая мышца вращает глаз зрачком кверху, а нижняя — книзу, вокруг фронтально лежащей горизонтальной оси.

Нижняя косая мышца лежит в поперечном, направлении относительно продольной оси глазницы. Начавшись из медиального угла глазницы, эта мышца идет в латеральном направлении параллельно ее нижнему краю под глазным яблоком и под нижней прямой мышцей, выходит на латеральную половину глазницы и прикрепляется к заднебоковой стороне глазного яблока. Сокращаясь, эта мышца вращает яблоко вокруг сагиттальной оси. Наконец, верхняя косая мышца имеет более сложный путь. Она делится на две части: начавшись, как сказано, вместе с прямыми мышцами, верхняя косая идет вперед по верхнемедиальной стороне глазницы и, подойдя к глазному яблоку под верхней прямой мышцей, прикрепляется к нему с его височной стороны, недалеко от места прикрепления нижней косой, для которой она и служит антагонистом, вращая глаз в обратном направлении.

Глазные мышцы состоят из тончайших мускульных волокон

и обильно снабжены чувствительными нервными окончаниями. Иннервация этих шести мышц осуществляется тремя парами головных нервов.

Развитие двигательного компонента глаз происходит постоянно с увеличением возраста детей. При воздействии яркого света на глаза новорожденный закрывает их. Эта реакция получила название рефлекса ослепления.У новорожденных в течение первой декады постнатального периода отмечаются ориентировочные движения глаз и головы на равномерное освещение. У 3—5-месячных детей наблюдается дрожание краев радужной оболочки, колебательные движения зрачка. Равномерные движения век формируются в течение первого месяца жизни. Мигательный рефлекс на предмет, помещенный перед глазами, устанавливается только в возрасте 8 недель. Безусловный мигательный рефлекс постепенно становится основой образования условного рефлекса мигания на различные внешние раздражители. Смыкание век происходит при прикосновении к веку, конъюнктиве, корню носа и зависит от локализации раздражения. На 2—3-й неделе жизни ребенка появляются установочные движения глаз за перемещающимся предметом. К 5 месяцам жизни ребенка появляются скользящие планомерные движения глаз. Такое развитие движений является симптоматическим выражением развития функций прематорных зон больших полушарий головного мозга и восходящих и проводящих зрительных путей, а также рецепторного аппарата сетчатки.

«С развитием фиксации взора исчезают некоординированные движения глаз. Наличие фиксации взора в определенной мере может указывать на психическое развитие ребенка и его зрительного анализатора. У детей с нарушением зрения фиксация взора может несколько задерживаться в развитии, а умственно отсталые дети не могут фиксировать взор даже в возрасте одного года.

Обычно ребенок к концу первого месяца жизни фиксирует взор на лице наблюдающего за ним человека, однако эта реакция еще неустойчива. К полутора месяцам ребенок улыбается при виде лица матери.

К трем месяцам ребенок может производить разгибание и сгибание шеи, у него упрочняются установки взгляда. В четыре месяца • у ребенка появляются первые дифференцировки зрительного восприятия, изменяется его поведение при виде близкого человека, происходит оглядывание предметов. Он может • лежать на животе и «ощупывать» взглядом яркие и блестящие предметы на близком расстоянии.

В 5—6 месяцев у ребенка происходят дальнейшие изменения в фиксации взгляда и поведении. Ребенок быстро узнает близких ему людей, хватает висящие над ним игрушки, протягивает руки к предмету и стремится приблизиться к нему, хватает ножки своими руками.

В последующие месяцы жизни объем воспринимаемых ребенком предметов увеличивается,, он может протягивать руки

к матери, своему изображению в зеркале, стучать по нему ручками, а в 10 месяцев играть со своим изображением, подражать движениям взрослого человека.

По мере развития ребенка совершенствуется зрительная афферентация в зависимости от его положения тела, которая постепенно начинает .определять его пространственную ориентировку, стимулируемая моторикой глаз, а позднее — представлениями. «»Развитие зрительной афферентации происходит одновременно, с ее дифференциацией (разделением целого на части) к восприятию различных предметов и при одновременном совершенствовании общей моторики и поведения ребенка.

Формирование зрительных функций в онтогенезе происходит одновременно с созреванием зрительных и других структурных образований анализаторных систем. Функция едина со структурой, они взаимосвязаны и взаимообусловлены в своем развитии (в онтогенезе).

Онтогенез зрительного анализатора имеет большое значение для развития познавательной деятельности зрячих и слабовидящих детей. Для новорожденного появление зрительной афферентации является принципиально новым этапом в развитии всей его сенсорики. Известно, что виды афферентации —тактильные, слуховые, интеро- и проприоцентивные — получают свое развитие в период внутриутробной жизни ребенка. С постепенными аналитическими структурными изменениями на всех уровнях зрительного анализатора происходит развитие различных функций глаза, меняется его взаимодействие с другими органами чувств (анализаторами). Глаза новорожденного к моменту рождения анатомически почти сформировались. Однако развитие колбочкового аппарата окончательно не завершилось. Так, у новорожденных толщина колбочек меньше, а длина короче, чем у взрослого человека. Распределение колбочек в области центральной ямки желтого пятна заканчивается к шести месяцам жизни ребенка.

Ширина зрачков у новорожденного при среднем освещении равна 1,5 мм, она увеличивается до 2,5 мм к концу первого года жизни, тогда как у взрослого человека ширина зрачков равна 10 мм.

Нарушения глазодвигательного аппарата. Наиболее распространенными нарушениями глазодвигательного аппарата являются косоглазие и нистагм.

Косоглазие характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. Условно его разделяют на содружественное и паралитическое.

Содружественное косоглазие может быть постоянным или периодическим, сходящимся (глаз отклоняется кнутри, к носу) и расходящимся (глаз отклоняется кнаружи, к виску), односторонним (отклоняется только один глаз), альтернирующим, перемежающимся (косит то один, то другой глаз). К появлению содружественного косоглазия могут привести различные этиологи-

ческие факторы: заболевание центральной нервной системы, нарушения рефракции, аномалии глазодвигательного аппарата и др. (В. И. Белецкая, А. Н. Гнеушева). Паралитическое косоглазие характеризуется ограничением (парез) или отсутствием (паралич) подвижности глаза, который косит в сторону парализованной мышцы. Этот вид косоглазия возникает вследствие травм, опухолей, инфекций, интоксикаций, кровоизлияний (Е. И. Ковалевский, В. Г. Морозова).

Сначала косоглазие бывает заметным только при утомлении или сосредоточенном рассматривании какого-либо, предмета, а в дальнейшем усиливается и становится постоянным. Острота зрения косящего глаза резко снижается, ухудшается возможность правильно определять расстояние между предметами, их размеры, объем.

У детей косоглазие чаще всего появляется на 2—3-м году жизни, иногда становится заметным после какой-либо тяжелой болезни или испуга. Косоглазие — это не только косметический, но и функциональный недостаток. При возникновении косоглазия в одном глазу вся зрительная нагрузка перекосится на здоровый глаз, а больной глаз, перестав упражняться, постепенно перестает функционировать. Кроме понижения остроты зрения, развития амблиопии косящего глаза, нарушается в целом бинокулярное зрение, что неблагоприятно сказывается на познавательной деятельности ребенка.. В этой связи важно своевременно выявить косоглазие и организовать лечебно-восстановительную и коррекционную работу с ребенком.

Нистагмпредставляет собой самопроизвольные колебательные движения глазных яблок (дрожание глаз). Различают физиологический и патологическийнистагмы.

Одной из форм физиологического нистагма является так называемый оптокинетический нистагм, возникающий при рассматривании- быстро движущихся перед глазами объектов. Оптокинетический нистагм обычно наблюдается уже у детей 4—5 месяцев, что соответствует началу развития функций лобных долей головного мозга.

У детей с нарушением зрения часто отмечается патологический нистагм.. Причину можно видеть в часто встречающейся патологии в период внутриутробного развития, во время родов и послеродовом периоде, что также предполагает организацию лечебно-восстановительной и коррекционной работы с этими детьми.

Состояние глазодвигательного аппарата оказывает влияние на процессы аккомодации и конвергенции глаз.

Аккомодация глаза— процесс приспособления (accomodare — приспособлять) к ясному видению предмета на различном расстоянии путем изменения преломляющей силы хрусталика и постоянной фокусировки изображения на сетчатке. Подробное разъяснение механизма аккомодации приведено Гельмгольцем. Согласно разъяснению Гельмгольца, хрусталик, окруженный кап-

сулой, прикреплен к ресничному (цилиарному) телу с помощью цинковой связки. При взгляде вдаль цилиарная мышца расслаблена, вследствие чего цинновая связка туго натянута и хрусталик уплощен. В этих условиях преломляющая сила глаза является наименьшей. При рассмотрении предметов вблизи ресничная мышца сокращается, цилиарное тело перемещается впереди внутрь, следом за ним цинковая связка расслабляется и хрусталик приобретает выпуклую форму. Радиус кривизны хрусталика у здорового человека по его передней поверхности уменьшается с 10 до 5,5 мм, в результате чего преломляющая сила увеличивается и изображение фокусируется на сетчатке (рис. 6). Аккомодация глаз регулируется центральной нервной системой.

При нормальном зрении точка фиксирования в пространстве точно отражается, на сетчатке. Точки, расположенные ближе или дальше фиксированных на сетчатке, расплываются. Различия между фиксированными и расплывчатыми образами свидетельствуют о значении аккомодации в пространственном восприятии.

У разных людей пределы разного видения предметов неодинаковы. Критерием нормального глаза считается схождение на сетчатке параллельных лучей, идущих от расположенных вдали предметов. С аккомодацией преломляющая сила хрусталика увеличивается. Изменение степени преломляющей силы глаза при переходе от покоя ресничной мышцы до осуществления макси-

450 500 550 . 600 65

Рис. 6. Схема лучей в глазу даль—нозорком (А), нормальном (Б) и близоруком (В), п — точка фокусирования параллельных лучей, падающих на глаз от отдаленных предметов; а — оптическая ось; с — круги светорассеяния.

Рис. 7. Кривая чувствительности до-минатора (А) и трех видов модуляторов (Б). На оси абсцисс — длина волн, на оси ординат — чувствительность в относительных величинах.

мальной аккомодации называется силой или объемом аккомодации. Объем аккомодации изменяется при различных физиологических и патологических состояниях. Установлено, что сила преломления линзы обратно пропорциональна ее фокусному расстоянию; она измеряется в диоптриях.

Однако недостаточность освещения при учебных занятиях, заставляющих учащихся низко наклоняться над книгой, может вызывать напряжение, или спазм аккомодации (судорожные сокращения мышц), продолжающийся и после того, как глаза перестали фиксировать близкий предмет. В некоторых случаях спазм аккомодации у детей принимают за развитие близорукости. Чтобы снять спазм аккомодации и точно установить вид и степень клинической рефракции глаза, проводят атропинизацию.

Ослабление и паралич аккомодации (потеря способности различать мелкий шрифт и мелкие детали .на близком расстоянии) сильно затрудняют учебную работу, особенно при дальнозоркости высоких степеней.

Некоторые заболевания органа зрения, травмы глаза, послеоперационная афакия (отсутствие хрусталика), заболевания центральной нервной системы, вызывающие параличи или ослабление аккомодационной мышцы, и другие причины сопровождаются расстройством аккомодации. В этих случаях кроме очков, назначенных для постоянного ношения, при учебных занятиях необходимо пользоваться специальными очками.

Конвергенция— это процесс сведения зрительных осей до их пересечения на рассматриваемом предмете, т. е. в точке фиксации. При рассматривании предметов вдали зрительные оси глаз располагаются параллельно благодаря тому, что мышечные аппараты находятся в состоянии относительного покоя. Восприятие предметов вблизи обеспечивается сведением зрительных осей с помощью сокращения прямых мышц глаза, или конвергенции. У детей с нарушением зрения величина (сила) конвергенции может значительно отличаться от конвергенции детей с нормально развивающимися глазами. Конвергенция может нарушаться также у здоровых детей, обучающихся в массовых школах, при аномалиях рефракции и приводить к нарушениям бинокулярного зрения.

Косоглазие

В детской офтальмологии косоглазие (гетеротропия или страбизм) встречается у 1,5-3% детей, с одинаковой частотой у девочек и мальчиков. Как правило, косоглазие развивается в 2-3-летнем возрасте, когда формируется содружественная работа обоих глаз; однако, может встречаться и врожденное косоглазие.

Косоглазие является не только косметическим дефектом: это заболевание приводит к нарушению работы практически всех отделов зрительного анализатора и может сопровождаться рядом зрительных расстройств. При косоглазии отклонение положения одного или обоих глаз от центральной оси приводит к тому, что зрительные оси не перекрещиваются на фиксируемом предмете. В этом случае в зрительных центрах коры головного мозга не происходит слияния раздельно воспринимаемых левым и правым глазом монокулярных изображений в единый зрительный образ, а возникает двойное изображение объекта. Для защиты от двоения ЦНС подавляет сигналы, получаемые от косящего глаза, что с течением времени приводит к амблиопии — функциональному понижению зрения, при котором косящий глаз почти или совсем не задействуется в зрительном процессе. При отсутствии лечения косоглазия развитие амблиопии и снижение зрения происходит примерно у 50 % детей.

Кроме этого, косоглазие неблагоприятно влияет на формирование психики, способствуя развитию замкнутости, негативизма, раздражительности, а также накладывая ограничения на выбор профессии и сферы деятельность человека.

Этиология заболевания

Косоглазие – это такое положение глаз, при котором зрительные оси не сходятся на рассматриваемом предмете. Внешне это проявляется тем, что глаз отклоняется в ту или иную сторону (вправо или влево, реже вверх или вниз, встречаются и различные сочетанные варианты).

Косоглазие – это не только проблема внешнего вида. Эффект косоглазия является следствием нарушений восприятия и проведения зрительной информации по всей зрительной системе ребенка.

При косоглазии у детей снижается острота зрения, нарушаются связи между правым и левым глазом, а также правильный баланс между мышцами, которые двигают глаза в разные стороны. Кроме этого, нарушается способность к объемному зрительному восприятию.

Косоглазие может быть врожденным, но чаще оно возникает в раннем детстве. Если патология проявилась до 1 года, то ее называют рано приобретенной. Возможно возникновение болезни и в 6 лет. Но чаще косоглазие развивается в возрасте от 1 до 3 лет.

При рождении ребенок еще не умеет смотреть «двумя глазами», способность к бинокулярному зрению формируется постепенно до 4 лет. При этом любое отклонение зрительной оси от точки фиксации нужно квалифицировать как косоглазие и ни при каких обстоятельствах не рассматривать как вариант нормы.

Это касается даже таких, казалось бы, косметически мало выраженных случаев, как косоглазие с малым углом и непостоянное косоглазие. Наиболее часто косоглазие развивается у детей с дальнозоркостью – когда малыш плохо видит предметы, находящиеся вблизи. Но также косоглазие может развиваться у детей с астигматизмом.

При астигматизме некоторые участки изображения могут фокусироваться на сетчатке, другие – за или перед ней (бывают и более сложные случаи). В результате ребенок видит искаженное изображение. Представление об этом можно получить, если посмотреть на свое отражение в овальной чайной ложке.

Такое же искаженное изображение формируется при астигматизме на сетчатке глаза. Но хотя сама картинка при астигматизме может быть размытой и неотчетливой, ребенок обычно не осознает этого искажения, так как головной мозг «исправляет» его восприятие.

Косоглазие может встречаться и при близорукости – когда ребенок плохо видит предметы, расположенные вдали. При косоглазии на постоянно косящем глазу постепенно происходит понижение остроты зрения – амблиопия.

Это осложнение связано с тем, что зрительная система, во избежание хаоса, блокирует передачу в мозг изображения предмета, который воспринимает косящий глаз. Такое состояние приводит к еще большему отклонению этого глаза, т.е. косоглазие усиливается.

Процесс потери зрения зависит от возраста возникновения патологии. Если это произошло в раннем детстве, в первый год жизни, то снижение остроты зрения бывает очень и очень быстрым. Причинами возникновения косоглазия могут быть:

  • наследственная предрасположенность, когда заболевание есть у ближайших родственников (родители, дяди, тети и др.);
  • наличие того или иного оптического дефекта (расфокусировки) органа зрения ребенка, например при дальнозоркости у детей;
  • различные интоксикации (отравления) плода в период беременности;
  • тяжелые инфекционные заболевания ребенка (например скарлатина, дифтерия и др.);
  • неврологические болезни.

Кроме того, толчком к возникновению косоглазия у ребенка (на фоне предпосылок) могут послужить высокая температура (свыше 38°С), физическая или психическая травма.

Классификация косоглазия

По срокам возникновения различают косоглазие врожденное

(инфантильное — имеется с рождения или развивается в первые 6 мес.) и приобретенное (обычно развивается до 3-х лет). По признаку стабильности отклонения глаза выделяют периодическое (преходящее) и постоянное косоглазие.

С учетом вовлеченности глаз косоглазие может быть односторонним (монолатеральным

) и перемежающимся ( альтернирующим ) – в последнем случае попеременно косит то один, то другой глаз.

По степени выраженности различают косоглазие скрытое

(гетерофорию), компенсированное (выявляется только при офтальмологическом обследовании), субкомпенсированное (возникает только при ослаблении контроля) и декомпенсированное (не поддается контролю).

В зависимости от того направления, куда отклоняется косящий глаз, выделяют горизонтальное

. вертикальное и смешанное косоглазие. Горизонтальное косоглазие может быть сходящимся (эзотропия, конвергирующее косоглазие) – в этом случае косящий глаз отклонен к переносице; и расходящимся (экзотропия, дивергирующее косоглазие) – косящий глаз отклонен к виску. В вертикальном косоглазии также выделяют две формы со смещением глаза кверху (гипертропия, суправергирующее косоглазие) и книзу (гипотропия, инфравергирующее косоглазие). В некоторых случаях встречается циклотропия – торзионная гетеротропия, при которой вертикальный меридиан наклонен в сторону виска (эксциклотропия) или в сторону носа (инциклотропия).

С точки зрения причин возникновения выделяют содружественное

и паралитическое несодружественное косоглазие. В 70-80% случаев содружественное косоглазие бывает сходящимся, в 15-20% — расходящимся. Торзионные и вертикальные отклонения, как правило, встречаются при паралитическом косоглазии.

При содружественном косоглазии движения глазных яблок в различных направлениях сохранены в полном объеме, отсутствует диплопия, имеется нарушение бинокулярного зрения. Содружественное косоглазие может быть аккомодационным, частично-аккомодационным, неаккомодационным.

Аккомодационное содружественное косоглазие чаще развивается в возрасте 2,5-3 лет в связи с наличием высоких и средних степеней дальнозоркости, близорукости, астигматизма. В этом случае применение корригирующих очков или контактных линз, а также аппаратного лечения будет способствовать восстановлению симметричного положения глаз.

Признаки частично-аккомодационного и неаккомодационного косоглазия появляются у детей 1-го и 2-го года жизни. При данных формах содружественного косоглазия аномалия рефракции является далеко не единственной причиной гетеротропии, поэтому для восстановления положения глазных яблок требуется проведение хирургического лечения.

Развитие паралитического косоглазия связано с повреждением или параличом глазодвигательных мышц вследствие патологических процессов в самих мышцах, нервах или головном мозге. При паралитическом косоглазии ограничена подвижность отклоненного глаза в сторону пораженной мышцы, возникает диплопия и нарушение бинокулярного зрения.

Почему развивается косоглазие у младенцев?

Для того чтобы понять, почему возникает косоглазие у новорождённого ребёнка, следует помнить, что развитие функциональных особенностей органа зрения становится возможным только во внеутробной жизни, то есть сразу после рождения.

Объясняется этот факт отсутствием достаточного количества света, стимулирующего рецепторы сетчатой оболочки (что, в свою очередь, позволяет сформировать зрительный образ), а также несостоятельностью преломляющей системы глаза вследствие отсутствия зрительных навыков.

Кроме того, родившись и совершив первую попытку увидеть этот мир, ребёнок сталкивается с проблемой низкой остроты зрения.

Определенным фактором, позволяющим косоглазию проявиться в полной мере, является отсутствие способности младенцев соединять изображение, полученное от каждого глаза, в одну картину происходящей действительности.

Следовательно, малыш не может формировать так называемое бинокулярное зрение, позволяющее оценивать окружающий мир в объёмном варианте. Поэтому считается, что когда косоглазие у новорождённых проходит полностью, это свидетельствует о появлении механизма бинокулярной фиксации объекта.

Учитывая все функциональные и анатомические особенности глаз младенцев, можно смело утверждать, что ортофория (так называемое «правильное» положение глаз, при котором зрительные оси располагаются параллельно) им временно недоступна.

К такому косоглазию склонны и взрослые, особенно в случаях, связанных с усталостью, стрессами, высокими зрительными нагрузками. Происходит это вследствие того, что ввиду вышеуказанных причин контроль головного мозга над правильным положением глаз временно теряется, расслабляются одни или, наоборот, перенапрягаются другие мышцы, удерживающие глазные яблоки в правильном положении. Это в конечном результате приводит к кратковременному скашиванию глаз.

Причины косоглазия

Возникновение врожденного (инфантильного) косоглазия может быть связано с семейным анамнезом гетеротропии – наличием косоглазия у близких родственников; генетическими нарушениями (синдромом Крузона, синдромом Дауна); тератогенным влиянием на плод некоторых лекарственных препаратов, наркотических веществ, алкоголя; преждевременными родами и рождением ребенка с низкой массой тела; детским церебральным параличом. гидроцефалией. врожденными дефектами глаз (врожденной катарактой).

Развитие приобретенного косоглазия может происходить остро или постепенно. Причинами вторичного содружественного косоглазия у детей служат аметропии (астигматизм. дальнозоркость. близорукость); при этом при миопии чаще развивается расходящееся, а при гиперметропии — сходящееся косоглазие. Провоцировать развитие косоглазия могут стрессы, высокие зрительные нагрузки, детские инфекции (корь. скарлатина. дифтерия. грипп) и общие заболевания (ювенильный ревматоидный артрит), протекающие с высокой лихорадкой.

В старшем возрасте, в т. ч. у взрослых, приобретенное косоглазие может развиваться на фоне катаракты. лейкомы (бельма), атрофии зрительного нерва. отслойки сетчатки, дегенерации макулы, приводящих к резкому снижению зрения одного или обоих глаз. К факторам риска паралитического косоглазия относят опухоли (ретинобластому), черепно-мозговые травмы. пара­личи черепно-мозговых не­рвов (глазодвигательного, блокового, отводящего), нейроинфекции (менингиты. энцефалиты), инсульты. переломы стенки и дна глазницы, рассеянный склероз. миастению.

Мнимое, или кажущееся, косоглазие

В случае затруднений установить правильный диагноз помогает исследование бинокулярного зрения, которое имеется при мнимом косоглазии и отсутствует при истинной гетеротропии.

Симптомы косоглазия

Объективным симптомом любого вида косоглазия служит асимметричное положение радужки и зрачка по отношению к глазной щели.

При паралитическом косоглазии подвижность отклоненного глаза в сторону парализованной мышцы ограничена или отсутствует. Отмечается диплопия и головокружения, которые исчезают при закрытии одного глаза, невозможность правильно оценить местоположение предмета. При паралитическом косоглазии угол первичного отклонения (косящего глаза) меньше, чем угол вторичного отклонения (здорового глаза), т. е. при попытке фиксации точки косящим глазом, здоровый глаз отклоняется на гораздо больший угол.

Пациент с паралитическим косоглазием вынужденно поворачивает или наклоняет голову в сторону с тем, чтобы компенсировать нарушения зрения. Этот адаптационный механизм способствует пассивному переводу изображения объекта на центральную ямку сетчатки, избавляя тем самым от двоения и обеспечивая не вполне совершенное бинокулярное зрение. Вынужденный наклон и поворот головы при паралитическом косоглазии следует отличать от такового при кривошее. отите.

В случае поражения глазодвигательного нерва отмечается птоз века. расширение зрачка, отклонение глаза кнаружи и книзу, возникает частичная офтальмоплегия и паралич аккомодации.

В отличие от паралитического косоглазия, при содружественной гетеротропии, диплопия, как правило, отсутствует. Объем движения косящего и фиксирующего глаз приблизительно одинаковый и неограниченный, углы первичного и вторичного отклонения равны, функции глазодвигательных мышц не нарушены. При фиксации взгляда на предмете один или попеременно оба глаза отклоняются в какую-либо сторону (к виску, носу, вверх, вниз).

Содружественное косоглазие может быть горизонтальным (сходящимся или расходящимся), вертикальным (суправергирующим или инфравергирующим), торзионным (циклотропия), комбинированным; монолатеральным или альтернирующим.

Монолатеральное косоглазие приводит к тому, что зрительная функция отклоненного глаза постоянно подавляется центральным отделом зрительного анализатора, что сопровождается снижением остроты зрения этого глаза и развитием дисбинокулярной амблиопии различной степени. При альтернирующем косоглазии амблиопия, как правило, не развивается или бывает выражена незначительно.

Развитие глаза у детей

Строение глаза

Глаз расположен в глазнице черепа. От стенок глазницы к наружной поверхности глазного яблока подходят мышцы, с их помощью глаз двигается.

Защищают глаз брови, они отводят в стороны стекающий со лба пот. Веки и ресницы защищают глаз от пыли. Слезная железа, расположенная у наружного угла глаза выделяет жидкость, которая увлажняет поверхность глазного яблока, согревает глаз, смывает попадающий на него посторонние частицы, а затем стекают из внутреннего угла по слезному каналу в носовую полость.

Глазное яблоко покрыто плотной белочной оболочкой, защищающей его от механических и химических повреждений и проникновения посторонних частиц и микроорганизмов снаружи. Это оболочка в передней части глаза прозрачна. Она называется роговицей. Роговица свободно пропускает лучи света.

Средняя сосудистая оболочка пронизана густой сетью кровеносных сосудов, снабжающих глазное яблоко кровью. На внутренней поверхности этой оболочки тонким слоем лежит красящее вещество — черный пигмент, который поглощает световые лучи. Передняя часть сосудистой оболочки глаза называются радужкой. Цвет ее (от светло — голубого до темно- коричневого) определяется количеством и распределением пигмента.

Зрачок — отверстие в центре радужной оболочки. Зрачок регулирует поступление внутрь глаза лучей света при ярком освещений зрачок рефлекторно сжимается. При слабом освещений зрачок расширяется. За зрачком прозрачный двояковыпуклый хрусталик. Он окружен ресничной мышцей. Всю внутреннюю часть глазного яблока заполняют стекловидное тело – прозрачное студенистое вещество. Глаз пропускает лучи света таким образом, что изображение предметов фиксируется на внутренней оболочке – сетчатке. В сетчатке расположены рецепторы глаза – палочки и колбочки. Палочки – рецепторы сумеречного света, колбочки раздражаются только ярким светом, с ним связано цветное зрение.

image Зрачок и радужная оболочка. Фото: steve lodefink

В сетчатке происходит преобразование света в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг к зрительной зоне коры больших полушарий. В этой зоне происходит окончательное различии раздражений – формы предметов, их окраски, величины, освещённости, расположение и движение.

Сетчатка глаза. Фото: Richard Masoner

Рефракция глаза — преломляющая сила оптической системы глаза при покое аккомодации. Преломляющая сила оптической системы зависит от радиуса кривизны преломляющих поверхностей (роговица, хрусталик) и от состояния их друг от друга. Светопреломляющий аппарат глаза имеет сложное строение; он состоит из роговицы, камерной влаги, хрусталика и стекловидного тела. Луч света на пути до сетчатки должен пройти четыре преломляющие поверхности: переднюю и заднюю поверхности роговицы и переднюю и заднюю поверхности хрусталика. Преломляющая сила оптической системы глаза составляет в среднем 59,92 D. Для рефракции глаза имеет значение длина оси глаза, т. е. расстояние от роговицы до желтого пятна. Это расстояние составляет в среднем 25,3 мм. Поэтому рефракция глаза зависит от соотношения между преломляющей силой и длиной оси, что определяет положение главного фокуса по отношению к сетчатке и характеризует оптическую установку глаза. Различают три основные рефракции глаза: эмметропию, или «нормальную» рефракцию глаза, дальнозоркость и близорукость. Рефракция глаза изменяется с возрастом. У новорожденных наблюдается преимущественно дальнозоркость. В период роста человека происходит сдвиг рефракции глаза в сторону ее усиления, т. е. близорукости. Изменения рефракции глаза обусловлены ростом организма, в период которого удлинение оси глаза выражено больше, чем изменение преломляющей силы оптической системы. В пожилом возрасте происходит небольшой сдвиг рефракции глаза в сторону ее ослабления за счет изменений в хрусталике. Рефракцию глаза определяют субъективным и объективным методами. Субъективный метод основан на определении остроты зрения при помощи стекол. Объективными методами определения рефракции глаза являются рефрактометрия, т. е. определение рефракции глаза при помощи специальных приборов — глазных рефрактометров. Этими приборами рефракцию глаза определяют по положению дальнейшей точки ясного зрения.

Конвергенция глаз (от лат. con сближаюсь, схожусь) сведение зрительных осей глаз по отношению к центру, при котором точечные световые раздражители, отражаемые от предмета наблюдения, попадают на корреспондирующие места сетчаток в обоих глазах, за счет чего достигается устранение двоения предмета.

Однако зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение органов зрения, обеспечивающее зрительные функции, в процессе созревания организма претерпевает значительные изменения. Зрительная система новорожденного еще несовершенна, и ей предстоит бурное развитие.

Во время роста малыша глазное яблоко изменяется весьма медленно, Наиболее сильное его развитие приходится на первый год жизни. Глазное яблоко новорожденного короче глаза взрослого человека на 6 мм (т.е. имеет укороченную переднезаднюю ось). Это обстоятельство — причина того, что глаз недавно родившегося ребенка обладает дальнозоркостью, то есть малыш плохо видит близкие предметы. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко, у новорожденного сформированы не полностью, Такая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т.е. совершенно нормальное для периода новорожденности косоглазие.

Размер роговицы также увеличивается очень медленно. У новорожденных она имеет относительно большую толщину, чем у взрослого человека, резко отграничена от белковой оболочки и выступает сильно вперед в виде валика, Отсутствие в роговице глаза кровеносных сосудов объясняет ее прозрачность. Однако у детей первой недели жизни роговица может быть не полностью прозрачной из-за временного отека — это нормальное явление, но если оно сохраняется после 7 дней жизни, то это должно настораживать. Наблюдение с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Такой овал соответствует человеческому лицу.

У детей и взрослых людей до 25-30 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. У новорожденных хрусталик имеет целый ряд характерных особенностей: он почти круглой формы, радиусы кривизны передней и задней его поверхностей почти одинаковы, С возрастом хрусталик плотнеет, вытягивается в длину и приобретает форму чечевичного зерна. Особенно сильно он растет в течение первого года жизни (диаметр хрусталика глаза ребенка в возрасте 0-7 дней составляет 6,0 мм, а в возрасте 1 года -7,1 мм).

Радужная оболочка имеет форму диска, в центре которого находится отверстие (зрачок). Функция радужной оболочки — участие в световой и темновой адаптации глаза. При ярком освещении зрачок суживается, при слабом — расширяется. Радужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много — глаза темно- или светло-карие, а когда мало — серые, зеленоватые или голубые. Радужная оболочка у новорожденных содержит мало пигмента (цвет глаз, как правило, голубой), выпуклая и имеет воронкообразную форму. С возрастом радужка становится толще, богаче пигментом и теряет свою первоначальную воронкообразную форму.

Палочки отвечают за черно-белое или сумеречное зрение, а также помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и из-за того, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (желтом пятне), куда приходят лучи, сфокусированные всеми линзами глаза, они играют исключительную роль в восприятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда.

От палочек и колбочек отходят нервные волокна, образующие зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг. Сетчатка новорожденных обнаруживает признаки неполного развития. Об особенностях и развитии цветного зрения у малышей будет сказано далее.

Специфика зрения новорожденного — мигательный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз — малыш не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего развития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.

Анатомия глаза

Орган зрения представлен глазным яблоком и вспомогательным аппаратом. Глазное яблоко включает в себя несколько составляющих: светопреломляющий аппарат, представленный системой линз: роговицей, хрусталиком и стекловидным телом; аккомодационный аппарат (радужная оболочка, цилиарная область и ресничный поясок), обеспечивающий изменение формы и преломляющей силы хрусталика, фокусировку изображения на сетчатке, приспособление глаза к интенсивности освещения; и световоспринимающий аппарат, представленный сетчаткой. К вспомогательному аппарату относятся веки, слезный аппарат и глазодвигательные мышцы. Развитие зрения малыша внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожденный на 28-й неделе беременности младенец реагирует на яркий свет. Малыш, родившийся на 32-й неделе беременности, закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (на 37-40-й неделе) поворачивает глаза, а чуть позже и головку к источнику света и движущимся предметам. Наблюдение одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Развитие глаза

Процесс совершенствования зрения начинается сразу после рождения. В течение первого года активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения (они расположены в затылочной части), получающие информацию об окружающем мире. «Оттачивается» содружественное (одновременное) движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется «библиотека» зрительных образов. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. Младенцы, которым несколько дней от роду, видят вместо лиц неясные силуэты и размытые контуры с пятнами на месте глаз и рта. В дальнейшем острота зрения растет, увеличиваясь в сотни раз, и к концу первого года жизни составляет 1/3-V2 от взрослой нормы. Максимально быстрое развитие зрительной системы происходит в первые месяцы жизни малыша, При этом сам акт зрения стимулирует ее развитие. Только глаз, на сетчатку которого постоянно проецируется окружающий мир, способен развиваться нормально.

Первая-вторая недели жизни. Новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы: под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают. Однако было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого «лица», а если при этом с ним разговаривают, он моргает. Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени. На первой-второй неделе жизни зрение малыша пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения у новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0 — т.е. 100%) еще даже не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное — это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь. Поле зрения малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Вторая-пятая недели жизни. Младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике. Приблизительно на пятой неделе жизни появляются координированные движения глаз в горизонтальном направлении. Однако эти движения еще не совершенны — опускание и подымание глаз начинается позже. Малыш способен только на короткое время фиксировать взглядом медленно движущийся предмет и следить за его перемещением. Поле зрения ребенка в возрасте около месяца все еще является резко суженным, малыш реагирует только на те объекты, которые находятся от него на близком расстоянии и в пределах всего 20-30°. Кроме того, острота зрения остается еще очень слабой.

Первый месяц. Малыш способен устойчиво фиксировать взгляд на глазах взрослого. Однако зрение ребенка вплоть до четвертого месяца жизни все еще считается слаборазвитым.

Второй месяц. Ребенок начинает осваивать ближнее пространство. Он фокусирует взгляд на игрушках. При этом задействованы зрение, слух и осязание, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. У ребенка складываются первые представления об объемности предмета. Если мимо него «проплывают» красочные игрушки, он будет следить за ними взглядом и во всех направлениях: вверх, вниз, влево, вправо. В этот период возникает предпочтение смотреть на контрастные простые фигуры (черно-белые полосы, круги и кольца и т.д.), движущиеся контрастные объекты и вообще новые предметы. Ребенок начинает рассматривать детали лица взрослого, предметов, узоров.

Таким образом, одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Третий-четвертый месяц. Уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно хороший. Однако ему еще сложно дается плавное неотрывное слежение за объектом, движущимся по кругу или описывающим в воздухе «восьмерку». Острота зрения продолжает повышаться.

К трем месяцам дети начинают по-настоящему радоваться ярким цветам и подвижным игрушкам, как, например, подвесные погремушки. Такие игрушки отлично способствуют развитию зрения у ребенка, С этого периода малыш способен улыбаться, увидев что-то знакомое. Он следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см, а также смотрит на свою руку и предмет, который в ней держит.

Когда ребенок тянется за предметом, он, как правило, неверно оценивает расстояние до него, кроме того, малыш часто ошибается и в определении объемности предметов. Он пытается «взять» цветок с платья мамы, не понимая, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Это объясняется тем, что вплоть до конца четвертого месяца жизни мир, отраженный на сетчатке глаза, все еще остается двухмерным. Когда малыш откроет третье измерение и сможет оценить расстояние до своей любимой погремушки, он научится совершать прицельное хватание. Анализируя малейшие расхождения между зрительными образами обоих глаз, мозг получает представление о глубине пространства. У новорожденных сигналы поступают в мозг в смешанном виде. Но постепенно нервные клетки, воспринимающие картину, разграничиваются, и сигналы становятся четкими. Восприятие объема у детей развивается тогда, когда они начинают передвигаться в пространстве.

В возрасте четырех месяцев ребенок способен предугадывать события, которые должны произойти. Всего несколько недель назад он продолжал кричать от голода до тех пор, пока сосок не попадал к нему в рот. Теперь, увидев маму, он тут же реагирует тем или иным способом. Он может либо замолчать, либо начать кричать еще громче. Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенном стереотипе. Таким образом, можно заметить установление связи между зрительными способностями и сознанием. Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов (для чего эти предметы предназначены), он приобретает способность реагировать на их исчезновение. Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Ребенок пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки.

Где-то между тремя и шестью месяцами жизни ребенка сетчатая оболочка его глаз развивается настолько, что он может различать мелкие детали предметов. Малыш уже способен переводить взгляд с близкого предмета на отдаленный и обратно, не теряя его из вида. С этого периода у малыша развиваются следующие реакции: моргание при быстром приближении предмета, рассматривание себя в отражении зеркала, узнавание груди.

Шестой месяц. Ребенок активно рассматривает и обследует свое ближайшее окружение. Он может испугаться, оказавшись в новом месте. Теперь для ребенка особенно важными являются зрительные образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш, играя со своей любимой игрушкой, ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал ее, чтобы засунуть в рот. Шестимесячный ребенок уже берет предметы, чтобы рассмотреть их. Хватание становится все более точным. На основе этого формируется зрительное представление о расстоянии, что, в свою очередь, развивает у малыша трехмерное восприятие. Ребенок способен выбрать взглядом любимую игрушку. Ему уже удается фокусировать свои глаза на предмете, находящемся на расстоянии 7-8 см от его носа.

Седьмой месяц. Одна из самых характерных особенностей ребенка в этот период — умение замечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне. Кроме того, он начинает интересоваться взаимосвязью окружающих предметов.

Восьмой-двенадцатый месяцы. В этот период ребенок воспринимает предмет не только в целом, но и по его частям. Он активно начинает искать предметы, которые внезапно исчезают из поля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте. Выражение лица малыша меняется в зависимости от выражения лица взрослого. Он способен отличить «своих» от «чужих». Острота зрения еще увеличивается.

Диагностика косоглазия

При сборе анамнеза уточняют сроки возникновения косоглазия и его связь с перенесенными травмами и заболеваниями. В ходе наружного осмотра обращают внимание на вынужденное положение головы (при паралитическом косоглазии), оценивают симметрию лица и глазных щелей, положение глазных яблок (энофтальм. экзофтальм).

Затем производится проверка остроты зрения без коррекции и с пробными линзами. Для определения оптимальной коррекции с помощью скиаскопии и компьютерной рефрактометрии исследуется клиническая рефракция. Если на фоне циклоплегии косоглазие исчезает или уменьшается, это указывает на аккомодационный характер патологии. Передние отделы глаза, прозрачные среды и глазное дно исследуются с помощью биомикроскопии. офтальмоскопии.

Для исследования бинокулярного зрения проводится проба с прикрыванием глаза: косящий глаз при этом отклоняется в сторону; с помощью аппарата синоптофора оценивается фузионная способность (способность к слиянию изображений). Производится измерение угла косоглазия (величины отклонения косящего глаза), исследование конвергенции, определение объема аккомодации.

Лечение косоглазия

При содружественном косоглазии главной целью лечения служит восстановление бинокулярного зрения, при котором устраняется асимметрия положения глаз и нормализуются зрительные функции. Мероприятия могут включать оптическую коррекцию, плеоптико-ортоптическое лечение, хирургическую коррекцию косоглазия, пред- и послеоперационное ортоптодиплоптическое лечение.

В ходе оптической коррекции косоглазия преследуется цель восстановления остроты зрения, а также нормализации соотношения аккомодации и конвергенции. С этой целью производится побор очков или контактных линз. При аккомодационном косоглазии этого бывает достаточно для устранения гетеротропии и восстановления бинокулярного зрения. Между тем, очковая или контактная коррекция аметропии необходима при любой форме косоглазия.

Плеоптическое лечение показано при амблиопии для усиления зрительной нагрузки на косящий глаз. С этой целью может назначаться окклюзия (выключение из процесса зрения) фиксирующего глаза, использоваться пенализация, назначаться аппаратная стимуляция амблиопичного глаза (Амблиокор. Амблиопанорама. программно-компьютерное лечение, тренировка аккомодации. электроокулостимуляция. лазерстимуляция. магнитостимуляция. фотостимуляция. вакуумный офтальмологический массаж). Ортоптический этап лечения косоглазия направлен на восстановление согласованной бинокулярной деятельности обоих глаз. С этой целью используются синоптические аппараты (Синоптофор), компьютерные программы.

На заключительном этапе лечения косоглазия проводится диплоптическое лечение, направленное выработку бинокулярного зрения в естественных условиях (тренировки с линзами Баголини, призмами); назначается гимнастика для улучшения подвижности глаз, тренировки на конвергенцтренере.

Хирургическое лечение косоглазия может предприниматься, если эффект от консервативной терапии отсутствует в течение 1-1,5 лет. Оперативную коррекцию косоглазия оптимально проводить в возрасте 3-5 лет. В офтальмологии хирургическое уменьшение или устранение угла косоглазия часто проводится поэтапно. Для коррекции косоглазия применяются операции двух типов: ослабляющие и усиливающие функцию глазодвигательных мышц. Ослабление мышечной регуляции достигается с помощью пересадки (рецессии) мышцы либо пересечения сухожилия; усиления действия мышцы добиваются путем ее резекции (укорочения).

До и после операции по коррекции косоглазия показано ортоптическое и диплоптическое лечение для ликвидации остаточной девиации. Успешность хирургической коррекции косоглазия составляет 80-90%. Осложнениями хирургического вмешательства могут являться гиперкоррек­ция и недостаточная коррекция косогла­зия; в редких случаях — инфек­ции, кровотечение, потеря зрения.

Критериями излечения косоглазия служат симметричность положения глаз, устойчивость бинокулярного зрения, высокая острота зрения.

Скрытое косоглазие, или гетерофория

При гетерофории зрительная работа, особенно на близком расстоянии, требует большего, чем обычно, нервно-мышечного напряжения, для того чтобы преодолеть тенденцию к отклонению одного из глаз. При высоких степенях гетерофории (7—8 призм, дптр и более) и ослабленной фузионной способности это может вызывать головную боль, тошноту, быструю утомляемость, преходящую диплопию. Возникновению указанных явлений способствуют общие заболевания и ослабление организма, умственное переутомление, аметропии, длительная зрительная работа на близком расстоянии и с мелкими деталями.

Диагностика гетерофории основана на исключении условий для бинокулярного зрения. Если закрыть один глаз больного рукой, то этот глаз отклонится в ту или иную сторону соответственно виду гетерофории, а после того как врач уберет руку, глаз сделает установочное движение в сторону, противоположную той, в которую был отклонен. Для того чтобы отличить гетерофорию от содружественного косоглазия с небольшой или периодической девиацией, необходимо исследовать бинокулярное зрение: в первом случае оно имеется, во втором — отсутствует.

Для того чтобы более точно определить гетерофорию, к одному из глаз приставляют палочку Меддокса. При наличии гетерофории изображение источника света, видимого этим глазом, будет расположено вне точки фиксации. По направлению отклонения изображения определяют вид гетерофории, а по величине отклонения по тангенциальной шкале или силе призмы, переводящей изображение на точку фиксации, — степень гетерофории.

При гетерофории, сопровождающейся астенопическими явлениями, прежде всего необходимо создать оптимальные гигиенические условия для зрительной работы и упорядочить режим дня. При наличии аметропии назначают корригирующие очки. Проводят ортоптические упражнения (на синоптофоре или с помощью призм) для восстановления нормальных фузионных резервов, противоположных данному виду гетерофории. При безуспешности этих мероприятий рекомендуют носить очки с призмами, вершина которых направлена в сторону отклонения глаза, или производят (в исключительных случаях) операцию на глазных мышцах с целью изменить мышечный баланс.

Прогноз и профилактика косоглазия

Лечение косоглазия необходимо начинать, как можно раньше, чтобы к началу школьного обучения ребенок был в достаточной степени реабилитирован в отношении зрительных функций. Практически во всех случаях при косоглазии требуется упорное, последовательное и длительное комплексное лечение. Поздно начатая и неадекватная коррекция косоглазия может привести к необратимому снижению зрения.

Наиболее успешно поддается коррекции содружественное аккомодационное косоглазие; при поздно выявленном паралитическом косоглазии прогноз восстановления полноценной зрительной функции неблагоприятный.

Профилактика косоглазия требует регулярных осмотров детей офтальмологом. своевременной оптической коррекции аметропий, соблюдения требований гигиены зрения, дозированности зрительных нагрузок. Необходимо раннее выявление и лечение любых заболеваний глаз, инфекций, профилактика травм черепа. В процессе беременности следует избегать неблагоприятных воздействий на плод.

Расходящееся косоглазие

Расходящееся косоглазие является одной из основных двух разновидностей страбизма. Страбизм представляет собой расстройство, при котором наблюдается несогласованность глазных движений. Визуальные оси не сводятся на предмете, глаза смотрят в противоположных векторах. Выделяют также сходящееся косоглазие (эзотропия) – при нем один или два глаза смотрят вовнутрь, в отличие от расходящегося (экзотропии), когда глаза смотрят в разные стороны. Это не только физиологический дефект, но и эстетический. Существуют разные причины развития косоглазия.

Проявления и особенности дефекта

Проблемы зрительных органов у людей (взрослых, детского населения) не ограничиваются близорукостью или дальнозоркостью. Страбизм считается одним из самых частых нарушений зрительных органов у детей. У младенцев мышечный глазной аппарат достаточно слабый сразу после рождения, глаз выглядит «плавающим» (псевдострабизм). Взрослых должно насторожить не проходящее после шести месяцев жизни расходящееся косоглазие у ребенка.

Из-за нарушенного визуального восприятия задерживается физическое, умственное формирование малыша. Позже дефект становится причиной возникновения комплексов, что отрицательно сказывается на психике и характере ребенка. Прогрессирование болезни приводит к абсолютной утрате бинокулярного зрения. У взрослых зрительное нарушение часто вызывают причины неврологической этиологии.

Признаки экзотропии:

отклонение наружу глаза (становится это проявление более заметным, когда человек сильно устал, болеет, смотрит вдаль);прищуривание;потребность частого трения глаз;двоение визуальной картинки;ухудшение качества зрения.

У малышей с косоглазием мозг может приспособиться к восприятию картинки только здоровым глазиком, игнорировать поступающее из пораженного глаза изображение.

У людей взрослых с приобретенной экзотропией чувство двоения в глазах связано с тем, что их ЦНС (центрально-нервная система) привыкла получать изображение с обоих глаз и уже не может игнорировать картинку от деформированного глаза.

Разновидности форм

Страбизм зачастую сочетается с другими патологиями зрительных органов (дальнозоркостью, миопией). Различают врожденное и приобретенное расходящееся косоглазие, постоянное и преходящее, одно- или двухстороннее.

Конвергенции недостаточность – довольно распространенная особая форма экзотропии. Характеризуется неспособностью глаз к слаженной работе для рассмотрения предметов вблизи (например, во время чтения): глаза вместе не фокусируются на одном предмете, один из глаз отклоняется в сторону.

Другая разновидность расходящегося косоглазия – консекутивная экзотропия – оказывается следствием первоначальной эзотропии, если была произведена оперативно «гиперкоррекция» дефекта. Расходящееся косоглазие паралитическое, наблюдающееся у пациентов взрослых, отличается перекосом одного глаза и стабильностью второго. Больной глаз не способен выполнять движения в сторону пораженных мускулов.

Перечень причин расходящегося косоглазия

Причины экзотропии до конца не выяснены. Управлением движений глаза занимаются шесть мускулов, четыре из которых отвечают за перемещение вверх/вниз, две – из стороны в сторону. Согласованность работы этих мышц обеспечивает правильное функционирование глаза. Если поражается один из мускулов, он прекращает выполнять свою работу, развивается косоглазие. Причины могут носить неврологический характер.

Самые частые причины недуга:

выраженные различия остроты зрения;влияние токсинов в период внутриутробной закладки органов зрения;врожденные анатомические аномалии глазных органов;опухоли пазух носа, ушей, глазницы, головного мозга;детский паралич церебральный;синдром Дауна;водянка головного мозга;различные травмы, в том числе, острая психотравма.

Следует упомянуть влияние различных инфекций на состояние мышечного тонуса глазных мускулов. Такие контагиозные детские заболевания, как корь, дифтерийная инфекция, скарлатина, грипп, бленнорея, могут негативно сказаться на мускулах глазницы.

Нарушения глазодвигательные

Глазодвигательные нарушения возникают при поражении черепно-мозговых нервов, контролирующих движения глазных яблок (глазодвигательный — 3-я пара, блоковидный — 4-я пара, отводящий — 6-я пара), либо мышц, осуществляющих эти движения.

Поражение всех глазодвигательных нервов приводит к полной неподвижности глазного яблока, птозу века, мидриазу и рефлекторной неподвижности зрачка. Поражение только глазодвигательного нерва приводит к образованию расходящегося косоглазия за счет пораженного глаза, диплопии, отсутствию или ограничению движений глазного яблока внутрь и вверх, птозу, мидриазу и рефлекторной неподвижности зрачка. При остром развитии процесса эти явления сопровождаются и головокружением. Если поражаются только мышцы, ответственные за движения глазного яблока, но сохраняется функция мышц, регулирующих величину зрачка, то говорят о наружной офтальмоплегии. Когда же поражается только функция мышц, контролирующих величину зрачка, но сохраняются остальные функции 3-й пары нервов, то говорят о внутренней офтальмоплегии.

Поражение только отводящего нерва вызывает сходящееся косоглазие за счет больного глаза, диплопию, невозможность отвести его кнаружи. При остром процессе возникает также и головокружение. Реакция зрачков на свет сохраняется.

Изолированное поражение только блоковидного нерва встречается довольно редко. Оно сопровождается ограничением движения глазного яблока вниз и диплопией при взгляде вниз (например, при спуске с лестницы).

При легких расстройствах глазодвигательной функции, когда больные жалуются на двоение в глазах, а объективно косоглазия не определяется, более точное выявление пораженных мышц глаза осуществляется окулистом с помощью цветных стекол.

Причины страдания глазодвигательных нервов различны: инфекционные агенты (грипп, ревматизм, дифтерия, сифилис), слипчивый базальный менингит (арахноидит), туберкулезный менингит, интоксикационные (алкоголизм, сахарный диабет, отравление грибами), травматические поражения (переломы основания черепа), субарахноидальное кровоизлияние, аневризма сосудов основания мозга, воспаление пещеристой пазухи, внутричерепные опухоли, сдавливающие стволовые структуры, различные патологические процессы в области верхнеглазничной щели, через которую выходят из мозга эти нервы (так называемый синдром верхнеглазничной щели).

В основе заболевания лежит инфекционно-аллергический процесс (респираторные инфекции, гайморит, фронтит и др.), который развивается в стенке кавернозного синуса.

Патогенез этого синдрома усматривался в ограниченном пахименингите этой области, негнойном тромбозе синуса, каротидном интракавернозном артериите или периартериите, сочетании пахименингита с периартериитом или лептопахименингитом. В настоящее время этот синдром рассматривается как проявление аутоиммунного заболевания с доброкачественным грануломотозом стенок кавернозного синуса.

Дифференциальный диагноз проводят с системным васкулитом, опухолью орбиты и основания черепа, аневризмой сонной артерии или артериями виллизиева круга, стволовым энцефалитом, гнойным тромбозом кавернозного синуса, флегмоной орбиты, злокачественным экзофтальмом (эндокринно-таламическая офтальмоплегия). В некоторых случаях поражение глазодвигательного нерва может наступать при ликворной гипертензии, связанной с процессами в задней черепной ямке. В лечении синдрома Толосы-Ханта высокоэффективны стероидные препараты (40-60 мг/сут).

К глазодвигательным нарушениям следует отнести парез взора, феномен «плавающего взора» и феномен «глаза куклы».

Парез взора заключается в невозможности выполнять сочетанные движения глазных яблок. Обычно он возникает при поражении заднего продольного пучка и его связей с задним отделом второй лобной извилины.

По направлению патологической установки взора можно судить о локализации патологического процесса. При поражении полушария мозга взор направлен в сторону патологического очага («Больной отворачивается от пораженных конечностей»). При поражении ствола мозга, где проходит задний продольный пучок, взор уклоняется в противоположную очагу сторону («Больной смотрит на парализованные конечности»). Этот феномен связан с тем, что лобно-мостовые пути перекрещиваются впереди от ядер отводящих нервов.

Феномен «плавающего взора» свидетельствует о дезорганизации функций полушарий мозга и об очень тяжелом состоянии больного. Он заключается в медленном перемещении глазных яблок справа налево. Обычно в этот период больной находится в коматозном состоянии. Уменьшение выраженности этого феномена может свидетельствовать об эффективности реанимационных мероприятий, усиление — об утяжелении состояния больного.

Феномен «глаза куклы» выражается в том, что при поворотах головы в сторону взор остается фиксированным по средней линии, не происходит его уклонение в ту же сторону. Этот феномен может указывать на нарушение функции ствола мозга и встречается наиболее часто при интоксикации и метаболических нарушениях.

Глазодвигательные нарушения, кроме вышеуказанных случаев, встречаются при миастении, миопатии и офтальмической мигрени.

Методы лечения расходящегося косоглазия

Диагностика патологического состояния обычно не вызывает трудностей, поскольку симптомы ярко проявляются, но врач проводит оценку внутренних глазных структур, может назначить прохождение специальных тестов на страбизм. Требуется после диагностики как можно быстрее начать адекватное лечение. Промедление в этом деле может сыграть нехорошую шутку с человеком.

Расходящееся косоглазие приводит со временем к утрате зрения, человек смотрит на мир и воспринимает визуальную информацию только одним глазом. Особенно негативно это отражается на гармоничном формировании ребенка. Лечение, в зависимости от возраста пациента, выраженности дефекта, выбранного терапевтического метода и прочих факторов, продолжается от двух до трех лет.

Лечение предполагает комплекс терапевтических действий:

оптическая коррекция – применяются очки или мягкие линзы, устраняющие расходящееся косоглазие. Во многих случаях ношение специальных очков помогает полностью справиться с косоглазием;выполнение гимнастических упражнений (глазной зарядки);ортоптическое лечение – развитие бинокулярной зрительной способности. Используются корректирующие зрение повязки на глаза для улучшения конвергенции, предупреждения диплопии;дополнительные способы (народные), лечебное питание;хирургическое устранение дефекта. Оперативное лечение показано в дошкольном возрасте при врожденной аномалии, при быстром усугублении процесса, при невозможности скорректировать дефект иными способами. Заключается такое лечение в создании миниатюрного разреза тканей, покрывающих глаз (происходит процедура под наркозом). Таким образом, открывается доступ к мышечному аппарату. Нужные мускулы подвергают коррекции, благодаря чему глаз приобретает способность нормально функционировать.

В таких детских садиках регулярно проводят надлежащие мероприятия (например, гимнастику, подходящие игры) для восстановления двигательной функции глазиков под присмотром специалистов. Кроха не отказывается носить глазную повязку, выполняет зарядку с удовольствием, игровая форма и пример других деток воодушевляют его. Когда возможности нет посещать подобные учреждения, следует заниматься с ребенком дома.

Как вылечить недуг?

Что нужно делать, чтобы вылечить заболевание? Прежде всего, регулярно посещать офтальмолога, чтобы выявить его как можно раньше. Ведь тогда терапия будет максимально эффективной. Также стоит понимать, что за два месяца с таким недугом не справиться, понадобится не меньше двух лет.

От всех типов косоглазия можно избавиться лишь поэтапно, но методы могут различаться.

Так, содружественное заболевание предполагает такие этапы консервативной терапии, как:

  • постановка диагноза с выявлением причины недуга;
  • подбор корректирующих очков либо линз (особые очки из пластика можно надевать даже полугодовалым крохам);
  • увеличение остроты зрения (борьба с амблиопией);
  • установление бинокулярного зрения (диплоптическая и ортоптическая терапия);
  • развитие стереоскопического зрения.

После трехнедельного ношения очков в домашних условиях начинается амбулаторное лечение косоглазия у детей. В первую очередь это плеоптическая терапия, направленная на повышение зоркости ребенка и включение в процесс видение обоих глаз.

Основные методы такого лечения:

Вид терапии В чем заключается В каком возрасте можно начинать
Пенализация Зрение лучше видящего глаза снижают специально, чтобы худший начал напрягаться. Этот метод возможен лишь для такого типа косоглазия, как сходящееся, при нормальной либо дальнозоркой рефракции. От года до четырех лет.
Прямая окклюзия Слабый глаз заставляют работать, полностью закрывая сильной повязкой или особым окклюдором для очков. Чаще применяется непостоянное лечение: ребенок носит повязку в домашних условиях либо в периоды зрительной нагрузки. С четырех лет.
Локальный засвет сетчатки Терапия ведется с помощью импульсных ламп или лазерных устройств для стимуляции центральных отделов сетчатки. С двух лет.

Дополнительно используют упражнения с применением отрицательного последовательного образа, рефлексотерапию, общий засвет сетчатки, разнообразные компьютерные методики. Во время прямой окклюзии можно в домашних условиях выполнять плеоптические упражнения. Например, собирать вместе с малышом паззлы или красочный конструктор, раскрашивать книжки-раскраски и т. п.

К ортолептическому лечению относятся упражнения на синоптофоре для развития бинокулярного зрения. Этот прибор «учит» глазки ребенка слиянию изображений с каждого из них. Для подобных целей сейчас существуют особые компьютерные программы.

Иногда консервативная терапия не приносит успеха, и приходится прибегать к операции. Современная медицина предлагает бескровные варианты вмешательства. После операции необходимо будет носить очки и делать особые ортоптические упражнения. Хирургия возможна для детей с четырех лет, но в особо тяжелых случаях ее применяют и для более юных пациентов.

Как лечится паралитическое косоглазие:

  • Если у малыша паралитическое косоглазие, в первую очередь нужно лечить фактор, поспособствовавший его возникновению.
  • После того как удалось избавиться от причины болезни, назначаются плеоптические и ортоптические упражнения, коррекция зрения очками и линзами.
  • Можно применять физиотерапию и фармакологические препараты по рекомендации врача.
  • Иногда, если консервативное лечение не приводит к положительным результатам, проводят хирургическое вмешательство.

Улучшить зрение помогает специальная гимнастика для укрепления глазных мышц. Упражнения можно выполнять в домашних условиях. К ним относятся всевозможные круги и восьмерки, которые ребенок может делать глазами, быстрые переводы взгляда из угла в угол, резкое сжатие век, сведение глаз к носу. Такая гимнастика выступает и как профилактика многих заболеваний органов зрения.

Врачи рекомендуют родителям дошколят с подобными проблемами зрения направлять в специализированный детский сад

Почему это важно? Ребенок чувствует себя комфортнее среди деток с похожими недугами, ему проще заниматься в небольшой группе. Занятия в подобном садике могут выступать как профилактика психологических проблем во время лечения косоглазия

В целом же профилактика недуга заключается в своевременной его терапии, регулярном обследовании офтальмолога, соблюдении режима зрительных нагрузок. Полезны будут регулярные упражнения для глаз, выполняемые в игровой форме.

Лечебные упражнения

Замечается хороший лечебный результат от специальной глазной гимнастики.

Упражнения направлены на тренировку и укрепление мускулов глазницы:

Голову запрокинуть назад, взгляд остановить на кончике собственного носа. Пытаться так задержать взгляд. Для деток можно придумать различные игровые формы этого упражнения.Вытянуть перед собой руки (параллельно к полу). Попеременно касаться указательным пальцем правой и левой руки кончика носа. При этом взгляд необходимо концентрировать на пальце, как бы сопровождая его. Делать такое несложное упражнение нужно до тех пор, пока не почувствуется легкая усталость в глазах.Для выполнения следующего гимнастического упражнения нужно обзавестись предметом наподобие учительской указки. Таким предметом совершают перед собой произвольные движения, стараясь следить за ним глазами.Перед собой в воздухе глазными яблоками прорисовывают различные картинки, слова, цифры и т. д. Хороший эффект наблюдается от «написания» цифр от нуля до 10 и в обратном порядке. Делают каждый день упражнение по несколько раз.Сжимание/распахивание век (зажмуривание).

Необходимо в перерывах обеспечивать мышцам и релаксацию. Для этого применяют популярную методику «пальминг». Ладонями накрывают глаза, опустив предварительно веки. На яблоки глаз не давят при этом. В темноте глаза хорошо отдыхают.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации